Автор: яяяя (---.wan.amur.ru)
Дата: давно
http://www.politburo.ru/items/?item=633
Право руля!
текст МАРГАРИТА ВОДЯНОВА
Российские любители правого руля могут успокоиться. На их право ездить на "неправильных" машинах никто посягать не собирается. В этом клялся на прошлой неделе глава Министерства промышленности и науки Илья Клебанов.
Оказывается, правительство не только не собирается немедленно заняться искоренением праворульных авто на российских дорогах, но никогда -- ни сейчас, ни раньше -- не держало в голове подобных мыслей. И ложную тревогу снова подняли СМИ. "Возможно, мы недостаточно часто и твердо высказывались о недопустимости запретов подобного рода. Допускаю, что есть и другие, скрытые причины живучести газетной утки о запрете правого руля", -- предположил Клебанов в письме к депутатам, которые, вероятно, поверив в эту самую "утку", даже вызвали министра "на ковер" в Госдуму.
Твердость Черномырдина
И все же в заклинания министра не очень верится. К теме праворульных авто исполнительная власть обращается с известным постоянством, и вряд ли именно журналисты наводят правительство на мысль разобраться с неподобающим стране автотранспортом.
При этом всякий раз граждане России, проживающие к востоку от Урала, трепещут: в этой части страны "жигули" и "волги" -- чистая экзотика, "европейцы" и "американцы" вообще не представлены. А спрос на средства передвижения удовлетворяется за счет японского вторичного авторынка, то есть подержанных автомобилей с правым рулем. Впрочем, на то она и власть, чтобы народ трепетал.
Самых заметных успехов в борьбе с "азиатчиной" на российских дорогах достигло правительство Виктора Черномырдина, издавшее в 1994 году первое (и пока единственное) постановление, запрещающее регистрацию машин с правым рулем на территории страны. Веское слово Черномырдина тогда отозвалось такого масштаба и накала волнениями на Дальнем Востоке, что спустя две недели постановление пришлось отменить. Однако в определенных кругах идею сочли слишком достойной, чтобы дать ей умереть с первого раза. И с тех пор разговоры о запрете правого руля, по наблюдениям экспертов, возникают в правительстве со средней периодичностью раз в два года.
Официальный мотив сторонников запрета всегда был один: забота о благе граждан, а точнее -- об их безопасности. Кстати, поначалу такая мотивация незаинтересованному обывателю казалась оправданной. Понятно, что у водителя машины с правым рулем при правостороннем движении возникают серьезные проблемы при обгоне. Выезжает на разделительную полосу, не видя ничего, кроме капота собственного автомобиля и... Статистика дорожно-транспортных происшествий первой половины 90-х свидетельствовала не в пользу правого руля. Однако с тех пор многое изменилось. Водители праворульных "японцев", по свидетельству специалистов, поумнели и утроили бдительность на дороге. В регионах, где правый руль победил "за явным преимуществом", его угроза безопасности сошла на нет. Статистика ДТП перестала устраивать "левых", и теперь они предпочитают не вспоминать о ней вовсе. Тем более что любому, кто наблюдает за тяжбой, давно ясно: не безопасность на дорогах беспокоит чиновников. Все попытки выдавить правый руль с российского автомобильного рынка исходят от желания оказать убогому российскому автопрому хоть какое-нибудь вспомоществование. Государственные мужи, вразумленные отечественным автомобильным лобби, свое участие в его судьбе понимают именно так: по возможности оградить наших граждан от всяких автомобилей, кроме отечественных.
Мечта Каданникова
На первый взгляд кажется, что подозревать наших автомобилестроителей в лоббизме в данном случае нет оснований. По той простой причине, что зауральский, и уж тем более дальневосточный рынок им не интересен по определению. От Тольятти, где нынче терпит бедствие АвтоВАЗ, до Владивостока -- 8000 километров. Но тут уместно вспомнить о планах топ-менеджмента АвтоВАЗа примерно двухлетней давности -- организовать сборочное производство "жигулей" на Дальнем Востоке (правда, технико-экономического обоснования, по сведениям журнала "Политбюро", до сих пор нет). И о более свежем замысле, недавно озвученном главой АвтоВАЗа Владимиром Каданниковым: минимизировать за счет госбюджета издержки предприятия по транспортировке его продукции за Уральский хребет. Сегодня доставка по железной дороге вазовской "десятки" из российской Европы в российскую Азию делает ее дороже на $1000--1500 и таким образом не оставляет шансов в конкуренции с импортом.
Впрочем, и на европейской территории страны у завода все неладно. Предприятие в очередной раз испытывает кризис сбыта. Увеличению объемов продаж не поспособствовали даже новые пошлины на подержанные иномарки. На этом фоне готовность государства спасать АвтоВАЗ до последнего и любой ценой -- выглядит пугающе. Даже если поверить в то, что планы завода по продвижению на Восток -- это стратегия будущего, а не всплеск производственной романтики или PR-акция.
По оценкам экспертов, сегодня 60% экономики Приморья -- это ввоз, растаможивание и сервисное обслуживание автомобилей из Японии. А из $600 млн "автомобильных" таможенных платежей в этом году $240 млн -- от ввоза в Россию "японцев". Вряд ли издержки от упразднения бизнеса приморцев и таможенные потери бюджету автогигант согласится компенсировать из своих прибылей.
Мода Японии
Если же предположить, что никаких планов нет и в помине, картина вырисовывается вовсе уж отвратительная. Понятно, что всякая паника, возникающая на нашем автомобильном рынке, хоть немного, но добавляет конкурентоспособности шедеврам отечественного автомобилестроения. По словам депутата Виктора Похмелкина, по чьему почину Дума и позвала министра Клебанова, "всякие заявления по этому поводу (запрета на правый руль. -- Ред.) сами по себе дорого стоят".
Но тогда получается, что дезавуированные Клебановым намерения правительства не сегодня-завтра запретить-таки регистрацию автомобилей с правым рулем ("Сначала надо создать доступный конкурентный рынок машин с левым рулем, особенно в Дальневосточном регионе", -- заметил министр. Очевидно, предполагается, что такой рынок появится уже скоро. По информации журнала "Политбюро", кабинет планирует запретить правый руль с 2005 года.) -- всего лишь очередная попытка "веским словом" спасти тольяттинского монстра от краха. Слово, если с ним так легкомысленно обращаться, теряет в весе. Хотя это еще полбеды.
Хуже то, что в своей любви к конкретному отечественному производителю чиновники не хотят замечать главного. Природа кризисов АвтоВАЗа -- в нем самом. В структуре его собственности, в том, что его топ-менеджеры фактически владеют и производством, и поставщиками комплектующих, и сбытом. Проще говоря, платят зарплату сами себе. Результат -- цены на "жигули" завышены минимум на 20%.
Казалось бы, и проблемы смешные, и масштабы их какие-то лилипутские, тем более для такой большой страны. Но -- не решаются. А рядом с нашим Дальним Востоком в маленькой богатой Японии никто не ездит на семилетних автомобилях -- дорого. Один техосмотр для такой машины стоит $1000. Так что дешевле купить новую. Тем более что старую можно не отправлять в утиль, лишь заплатив $300 долларов. Старую можно продать в Россию за $500 или даже за $1000. А самый "писк" сейчас у японцев -- приобрести авто с правым рулем в Англии, переделать его на левый и ездить. Это круто.
| |