Автор: ury (---.prim.dsv.ru)
Дата: давно
Обидно видеть, как большинство откликнувшихся "купилось" на такую демагогию. Видно, что статью написал профессиональный журналист, который изучал принципы манипулирования аудиторией и искусство ведения спора. В статье вовсю используются нечестные логические приемы ведения спора и психологические уловки. Журналисту заплатили деньги и поставили перед ним цель - убедить аудиторию в необходимости увеличения штрафов. Посмотрим, как он шел к этой цели.
За основу берется бесспорный факт - много людей гибнет на дорогах. Этот факт описывается в красках, чтобы повысить эмоциональное напряжение. Приводится сравнение с военными потерями. Автор утверждает, что смертность от аварий в России за последние годы повышается, в то время как в Европе-Америке снижается. В доказательство приведена статистика (график). Но давайте вдумаемся внимательнее. И в 1990 г., и в 2004 г. в стране погибло ок. 35000 человек. Да, это много. Но число автомобилей в стране за это время выросло по крайней мере раза в 3-4, мы все этому свидетели. Значит, относительная аварийность в пересчете на тысячу автомобилей стала меньше в 3-4 раза. В развитых странах за последние 14 лет не было такого бурного роста автомобильного парка. Там уже давно наступило насыщение и число автомобилей изменяется незначительно. Стало быть, основываясь на тех же цифрах, можно сказать, что Россия добилась успехов в 3-4 раза бОльших, чем Европа-Америка! Да, недаром говорят, что статистика - худший из видов лжи. Итак, мы нашли первый ложный аргумент.
Далее автор сравнивает штрафы в нашей стране и в других. При этом одна ложь наслаивается на другую. Утверждается, что в нашей стране штрафы значительно ниже. Увы, при внимательном рассмотрении это не так. У нас ниже штрафы по абсолютным цифрам, но при пересчете на среднедушевой доход населения они никак не ниже. При этом между странами всегда есть некоторые несоответствия в трактовке нарушений. Например, у нас проезд на красный свет штрафуется не очень строго, а пересечение сплошной линии - очень строго (лишенка). А в других странах бывает ситуация как раз наоборот. Автор передергивает факты и выбирает только те цифры, которые выгодны ему. Почему он не возопит, что почти нигде не лишают прав за пересечение сплошной? Это второй ложный аргумент.
Ещё один метод владения аудиторией - завоевание симпатии перечислением недостатков, которые и так всем известны. Автор красочно расписывает безобразия гайцев, чтобы мы прониклись к нему доверием. И для прекращения этих безобразий предлагает... повысить суммы штрафов! Это значит всего лишь, что повысятся суммы взяток, которые будут вымогать гайцы.
Теперь насчет снижения смертности на дорогах. Да, смертность снижать нужно, и это проблема комплексная и непростая. Это автор признает. Но суммы штрафов - лишь очень маленькое звено в этой системе. У автора же наоборот, мысль о повышении штрафов проходит красной нитью через всю статью. На самом деле для соблюдения правил не так важны суммы, как неотвратимость наказания. Я уже езжу много лет и километров, и знаю, что в России можно 10 раз нарушить грубо, и не быть при этом наказанным. А бываешь наказанным как раз тогда, когда ничего не нарушал, а просто попался в ловушку, расставленную гайцами для сбора денег. На снижение смертности влияет куча факторов, таких как безопасность дорог, продуманность и безопасность автомобилей и т.д. Взять для примера Германию. Там ограничения скорости на автострадах нет вообще (только в городах), и штрафы не космические, а аварийность не больше. Почему? Да потому, что дороги там очень хорошие! Потенциально опасных участков гораздо меньше, перекрестки сведены к минимуму, везде грамотные развязки и ограждения. Да и автомобили немецкие явно безопаснее русских жигулей. Но строительство дорог стоит денег. А повышение штрафов денег не стОит. Издал закон - и наслаждайся!
Что может получиться в итоге? Народ, оболваненный подобными заказными статейками, одобрит повышение штрафов. При этом авторы статеек будут с сияющими лицами говорить, что это лишь одна из мер, что также необходимы другие меры. Но на другие меры (повышение престижа ГАИ, строительство дорог и т.д.) правительство как всегда денег не найдет. В итоге мы окажемся с теми же гайцами, с теми же дорогами, но с запредельными штрафами. Рожи гайцев станут ещё более широкими и наглыми. Заказчики выплатят премиальные продажным журналюгам.
Господа! Учитесь читать газеты между строк и не дайте провести себя на мякине! А про журналиста просто можно сказать, что он профессионально отработал свой хлеб, убедил аудиторию в нужном тезисе. Для понимания методов манипулирования аудиторией предлагаю почитать книжку об искусстве спора http://lib.aldebaran.ru/author/povarnin_sergei/povarnin_sergei_iskusstvo_spora/
| |