Автор: ЛЮЛ (---.mplik.ru)
Дата: давно
Гражданская война на дорогах
21.11.2005 17:33 | "Новая Газета"
35 000 погибших и 250 000 раненых в год — это национальный позор
Знакомый англичанин, живущий в Москве уже года три, страстный водила, сказал мне однажды, приехав на встречу в офис почти без сил и рухнув в кресло:
— Для того чтобы оценить уровень российской коррумпированности, демократии и вообще — цивилизованности, не надо изучать документы, цифры и говорить с правозащитниками. Достаточно поездить за рулем.
Когда мы заходим в дом, в офис — вокруг XXI век: мобильная связь, цифровые технологии, компьютеры. Когда выходим на улицу — средневековье. По смертности на дорогах Россия находится в группе африканских стран. И правозащитники не бьют в колокола, правительство не уходит в отставку. Почему? Афганистан встряхнул страну так, что мы до сих пор зализываем раны. А там было всего (да простится мне это «всего»!) 14 500 убитых. Последние 20 лет мы каждый год теряем на дорогах по «два Афганистана». И все тихо-спокойно.
Десяток кур в Китае сдохло, десятка три жителей глубинки геморрагической лихорадкой заболели — все газеты пишут, ТВ снимает, эксперты прогнозируют, будет эпидемия или нет.
Нас не эпидемия — настоящая война на дорогах давным-давно уже косит: за 20 лет почти миллион трупов, больше 6 миллионов раненых — это нормально?!
На одном из совещаний по безопасности дорожного движения я оказался рядом с финном. Он слушал, слушал наши словоблудия, а потом нарисовал на бумажке число 10: «Вот сколько тысяч людей, по расчетам специалистов, Россия должна бы терять в год. Учитывая все — население, ваш парк, плохие дороги, несовершенные машины. А 25 тысяч у вас погибают напрасно… Это остатки тоталитарного общества: в России слишком низка цена человеческой жизни». Потом он дал мне визитку: «Микко Виенонен, специальный представитель Генерального директора Всемирной организации здравоохранения в России, доктор медицинских наук».
Это я и без него знал. Знал и то, что во всех европейских странах, в США, Японии, Корее смертность на дорогах из года в год снижается. У нас — повышается.
Но она не сама по себе снижается, ее снижает правительство, и число спасенных им человеческих жизней считается важнейшим показателем его работы. Более важным, чем сдерживание инфляции, безработицы и увеличение золотого запаса. Николя Саркози, которого сейчас полощут развратившиеся иммигранты, два года назад жесткими мерами буквально за месяц «научил Францию соблюдать ПДД», сократив число смертей на ее дорогах почти на треть. И только благодаря этому он стал и народным любимцем, и лидером правящей партии. И еще Саркози пролил в казну страны «золотой дождь» штрафов, но об этом французы вспоминать не любят…
Вот данные: число погибших на дорогах в 2003 году (на 100 000 населения):
По сути, штраф за непристегивание ремнем безопасности — это опосредованная цена нашей жизни, установленная законом. Потому что есть статистика: из 100 погибших непристегнутых 85 остались бы в ДТП живы, если бы были пристегнуты. В этой системе координат цена нашей жизни — от 0 руб. (предупреждение) до 50 руб. Шведа правительство ценит в 20 раз больше, израильтянина — в 47, француза — в 86, англичанина — в 440 раз.
На месте наших коммерсантов я бы специальный тур водителей всего мира организовал в Россию. Тур под названием: «Езда на «красный» — отбою бы от желающих не было. Всего за три доллара (100 руб.) почувствовать в крови вскипающий адреналин!.. Больше всего, я думаю, было бы англичан, потому что у них это стоит в 500 раз дороже. Много бы было французов (в 270 раз), японцев (в 140 раз), норвежцев (в 130 раз), швейцарцев (в 60 раз) и шведов (в 30 раз). Ну а без немцев (в 18 раз) мы бы не очень скучали.
За проезд на знаки «СТОП» и «кирпич» англичане платят до 920 долларов, норвежцы — 310 долларов, японцы — до 420, а вот израильтяне за проезд на «стоп» без остановки лишаются прав пожизненно. У нас — замечание или 50 рублей.
Мы хотим жить в цивилизованной стране?
Только один закон о лишении прав за пьянку, принятый в августе прошлого года, дал снижение числа погибших по вине пьяного водителя почти на 20 процентов! А отмена в 97-м году балльной системы учета нарушений унесла за 8 лет больше 10 000 жизней.
А вот кривая смертей на дорогах страны за последние 15 лет (см. график).
Обратите внимание: в 91-м году балльную систему вновь ввели — кривая резко пошла вниз. А в 97-м, когда вновь отменили, — вверх. Помните, какой бедой нам казалась третья «дырка» в талоне — пересдача!
Я прекрасно понимаю, что повышение штрафов, ужесточение наказаний — непопулярная тема. Неблагодарная. Тотчас «защитники народа» вой поднимут, «очередным грабежом нации» это дело назовут. Это они себе так очки для депутатских мандатов набирают. О самом-то «народе» они в последнюю очередь думают. На каком основании они всю нацию в «нарушители» записывают? Как сказал один мой знакомый: «Никто же не возражает против штрафа за прыжок в яму с @!#$ом? Потому что никто туда прыгать не собирается». Никто не возражает и против 7 лет тюрьмы (а лучше 10) за угон автомобиля. Потому что угонять не собираемся. А нарушать — собираемся?
Александр Журбин, композитор, проживший много лет в США, рассказывает:
— Когда я в первый раз нарушил в Нью-Йорке правила, полицейский мне выписал штраф 70 долларов — фигня, думаю. Второй раз нарушил — на 60 долларов. Но когда прошло время и я увидел, что мой страховочный пойнт из-за первого нарушения возрос на — 1200 долларов, а после второго на 2000, я перестал нарушать. Однажды всего один день я ездил без страховки, так получилось. Но когда за это я заплатил тысячу долларов штрафа и на год лишился прав, я сразу все понял.
По исследованиям ученых, пик аварийности приходится при достижении в стране соотношения 300 автомобилей на 1000 населения. Россия имеет сегодня всего лишь 150 на 1000, количество автомобилей растет. Поэтому будущее нашей страны при ее и без ДТП убывающем генофонде, падении рождаемости видится трагическим: через 8—10 лет мы будем терять убитыми до 100 тысяч населения в год — семь «афганистанов»!
Но повышение штрафов — малая часть дела. Большая — «остатки тоталитарного общества». И на дорогах, и в сознании. Дисциплинировать «массы», когда самим «слугам народа» с мигалками, крякалками плевать на законы, — не получится. Получится еще большее всеобщее озлобление. Думаю, именно поэтому порядок в этой сфере властями и не наводится.
Те, кто живет в районе Кутузовского проспекта не в пентхаузах, Путина ненавидят от всей души — так подолгу и часто дороги не перекрывали ни при Брежневе, ни даже при Ельцине. Если президент назначил выезд на какой-то час и опаздывает, то тысячи машин стоять будут и час, и полтора, пока он не проедет и гигантские пробки не рассосутся. Если президент или «первые лица» едут, скажем, по Рублевке, то перекрывают и непересекающуюся с нею МКАД. Это вершина «тоталитарного айсберга». Его подножие — гибель губернатора Евдокимова, несущегося под 200 км в час, — признан виновным водитель «Тойоты». Разве может быть виновным человек в том, что он не сумел увернуться от пули?
О какой демократии в России может идти речь? Ведь демократия — это вовсе не свобода слова, она есть и при анархии. Демократия — диктатура закона. Для всех.
Английская королева в своем «Роллс-ройсе» на светофорах стоит. Шведского короля за обгон на мосту колонны военных грузовиков штрафуют. Испанский король Хуан Карлос, дай Бог ему здоровья, говорит в интервью: «Когда я еду как глава государства, я сижу в официальной машине, которая движется в сопровождении охраны. Если же я хочу поехать куда-то по личным делам, я сажусь за руль своей машины и еду как все. Во всяком случае, я останавливаюсь перед всеми светофорами, и никто не оказывается заблокированным из-за того, что король едет к своему портному. То есть я хочу сказать, что как глава государства я требую уважения к моей должности, когда же я выступаю как обычный гражданин, я проявляю уважение ко всем моим согражданам… Если король систематически осложняет жизнь своему народу, он становится антипатичным». Черт возьми, как повезло испанцам! У них один король и тот сознательный, на светофорах стоит, когда к портному ездит. (А не портной, заметьте, — к королю.)
Может, потому так антипатична власть российскому человеку, что у нас совсем других «королей» в каждом городишке — как собак нерезаных?
Всякий раз, когда я спорю о том, что повышение наказаний на дороге не-об-хо-ди-мо, я вспоминаю почти счастливую рожу сержанта под Ростовом: эти затейники с поста ГАИ поставили недалеко, на обочине, грузовик. И каждого водителя, который, объезжая его по однорядной дороге, цеплял колесами осевую, «обували» минимум на 500 рублей. Это была путина!
И когда я вспоминаю распаренную ударной работой по сбору «урожая» рожу этого сержанта, я понимаю, что одними штрафами и «мероприятиями по безопасности дорожного движения» эту проблему не решить. Потому что она — социальна.
Неужели так трудно понять «наверху», что нищие, бесквартирные милиционеры неизбежно становятся бандитами и рэкетирами, да еще и облеченными властью? Ну дай ты им тысяч сорок в месяц, ведомственную квартиру, из которой они вылетят после первых же грязных денег, контроль настоящий, существенные премии за рвение, и те же люди — те же люди, новых не надо искать — будут держаться за свою работу зубами и ногтями, элитой общества наша милиция станет. Вы думаете, им не хотелось бы работать честно, жить достойно и видеть уважение в глазах граждан, а не страх и презрение?
Ну, о каком подъеме экономики, удвоении ВВП, стабилизации, вере в будущее, да и о самом будущем можно говорить в стране, в которой «стражи порядка» ходят с протянутой рукой? В которой суды, прокуратура, милиция, налоговики, таможенники — все насквозь коррумпированно и продажно?
Все озадачены отсутствием национальной идеи, которая сплотила бы нацию, заставила поверить в ее лидеров. То социализм строили — равенство, братство, то коммунизм — светлое будущее, а теперь что? Ищут ее, национальную идею, ищут днем с огнем, конкурсы объявляют и никак найти не могут.
Да вот же она, национальная идея, на поверхности лежит: покончим с воровством и коррупцией!
Но то ли власть наша до такой национальной идеи никак додуматься не может, то ли такая идея не для такой власти…
| |