Автор: ЮКОС-Иркутск [Иркутск] (---.dsi.ru)
Дата: давно
Это статья скорее на тему, почему у нас дороги плохие.
Акцизы на бензин делят несправедливо
Но Счетная палата предлагает поменять правила их сбора
Светлана Иванова
Ведомости
15.11.2004, №209 (1249)
Регионам не хватает денег на дороги из-за новой системы сбора и распределения акцизов на нефтепродукты, выяснили аудиторы Счетной палаты. Они предлагают сделать плательщиками акциза нефтеперерабатывающие заводы. Чиновники говорят, что схема фактически так и работает, а делить деньги между регионами более справедливо невозможно.
В распоряжении “Ведомостей” оказался отчет Счетной палаты о состоянии дел со сбором и уплатой акцизов на нефтепродукты. Аудиторы изучили данные за 2003 г. и первую половину 2004 г. и пришли к выводу, что порядок исчисления и уплаты акцизов “негативно повлиял на финансирование дорожного хозяйства и развитие собственной налоговой базы ряда регионов”.
С 1 января 2003 г. акциз на нефтепродукты уплачивают не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а каждый перепродавец топлива — от завода до потребителя. Затем налог зачитывается всем, кроме конечного продавца. С 2004 г. центр получает 40% собранного акциза, территории оставляют себе 10%, и еще 50% перераспределяется между ними через казначейство, в основном в зависимости от количества зарегистрированных автомобилей. Учитывается также длина дорог.
Эта схема, надеялись чиновники, компенсирует региональным дорожным фондам потери от отмены с 2003 г. дорожного налога. Однако большая часть акцизов сейчас попадает самым “автомобилизированным” территориям — Москве и Санкт-Петербургу, констатируют аудиторы. План по сбору акциза на 2004 г. — 105,1 млрд руб., из которых 63 млрд руб. поступит в бюджеты территорий. Но доля, которую, например, получит Самарская область, компенсирует ей всего 15% выпавших от отмены дорожного налога доходов. А Нижегородская область, констатируется в отчете СП, за два года сократила объем строительства и реконструкции дорог на 60%. “Денег хватает только на содержание дорог, о строительстве новых не может быть и речи”, — сетует министр финансов Республики Коми Александр Захаров. “Схема [распределения акцизов] ориентирует регионы не на развитие сети автомобильных дорог, а на увеличение количества автомобилей”, — отмечает аудитор СП Владимир Пансков.
Более справедливой системы распределения доходов от акциза аудиторы не придумали. Зато они предлагают сделать плательщиком налога НПЗ, а не “конечных продавцов”. Дело в том, что сейчас таким продавцом становится любой, кто продал топливо лицу, не имеющему свидетельства на право совершать операции с нефтепродуктами. При этом закон не обязывает операторов получать свидетельство, и нефтяная компания, в которую входят и НПЗ, и оптовики, и АЗС, фактически может выбрать регион уплаты акциза. Так, по данным Счетной палаты, уплачивали акцизы непосредственно с НПЗ “ЛУКОЙЛ”, “Сибнефть” и “ЮКОС”. Проверить честность нефтяников в этом случае сложно: НПЗ, как правило, “не сдают налоговые декларации по акцизам на произведенные ими нефтепродукты и контроль за ними значительно затруднен”, пишут в отчете аудиторы.
“Новая система несовершенна, но она работает, — защищается чиновник Минфина. — Нельзя каждый год менять налоговое законодательство”. “Пока”, по словам сотрудника финансового ведомства, “все останется по-прежнему”. Эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин согласен с этой логикой. “Акциз на практике по-прежнему платят НПЗ, поэтому централизованное распределение между регионами — это один из немногих возможных вариантов [поделить между ними деньги]”, — считает он. Признают это и в регионах. “Улучшить действующую формулу распределения невозможно”, — убежден чиновник администрации Санкт-Петербурга.
| |