Автор: Стас [Новосибирск] (---.siberbiz.ru)
Дата: давно
Нда, темнота народа просто поражает.
Вы хоть возьмите да поищите поиском, а то читать про эти якобы "космические технологии просто смешно"
Вот для примера статья о изготовление мачты из карбона.
"Мама или папа".
Выклейка мачты может производиться или на болване, или в матрице. При использовании болвана слои углеволокна или препрега укладываются на болван, после чего запекаются, потом болван удаляется. Изменяя количество слоев материала, мы можем с легкостью изменять жесткость мачты, особо усиливая места крепления оковок и прочих деталей. Преимуществом данного метода является то, что в результате мы получаем цельную трубу, не имеющую швов, экономя при этом на весе. Есть один недостаток - необходимо выводить наружную поверхность мачты для получения достойного внешнего вида, что может требовать значительных трудозатрат.
При использовании матрицы, материал укладывается в две отдельные половинки матрицы. Возможность наложить дополнительные слои для усиления остается. Необходимо только каким-то образом соединять две половины. Сделать это можно до или после запекания, но, так или иначе, швы ослабляют конструкцию, а дополнительный материал на соединениях утяжеляет мачту. Неоспоримым преимуществом такой технологии является идеальная внешняя поверхность мачты.
Необходимо также тщательно разрабатывать технологию укладки углеволокна. Направленность волокон серьезно влияет на общую жесткость мачты и ее способность противостоять не только изгибу, но и скручиванию. В дополнение к продольно расположенным волокнам около 25% волокон имеют диагональную направленность. Волокно должно быть уложено без складок и изгибов, в противном же случае характеристики могут иметь серьезные отклонения от проекта. В идеале волокна необходимо растягивать при укладке. Для этого используется либо намотка на болван, либо применяется уже готовый препрег. У обоих методов есть свои недостатки и преимущества. При намотке процесс более механизирован, в то время как препрег имеет лучшую пропитку при более низком содержание смолы, которая лишь добавляет вес, не добавляя прочности. Но препрег необходимо укладывать вручную и этим должны заниматься высококвалифицированные специалисты.
Каким бы способом не была проведена укладка материала, в любом случае необходимо провести обжатие слоев для того, чтобы избавиться от воздушных пузырей и полостей между слоями. Технологии обжатия и удаления пузырей разнообразны. Самый простой и широко известный способ - это применение вакуумного мешка. Некоторые мастерские применяют более продвинутые и более дорогостоящие технологии, типа предварительного натяжения волокна или ленто - обжимного процесса при намотке на болван. Применение различных технологий обусловлено и различным подходом к укладке волокна.
После предварительной обжимки мачту запекают при температуре 270 град. по Фаренгейту. При этом происходит полимеризация смолы. Процесс запекания может сопровождаться обжимкой вакуумным мешком или даже запеканием в автоклаве под повышенным давлением. При этом удаляются излишки смолы и оставшиеся воздушные пузыри, таким образом происходит еще более глубокая пропитка волокна смолой. Использование автоклава может увеличить жесткость конструкции на 20-30%, но цена оборудования пугает многих производителей.
Ключ к успеху - опыт и контроль качества.
Надеюсь, вы убедились в том, что процесс изготовления мачты из углеволокна не шутка. Требуется значительное вложение средств в разработку конструкции, технологического процесса и контроля качества конечного продукта. Споры вокруг мачт из угля идут и идут, надежней ли они, легче ли, дороже, дешевле, нужны - не нужны… Пока мы спорим о точных цифрах и характеристиках то, без сомнения, можем сказать, что это роскошь не для всех, а только для обладателей "толстых" кошельков.
Изготовители мачт постоянно ищут пути к удешевлению процесса, в основном, за счет автоматизации производства. Одновременно падают цены и на углеволокно. В то же время на рынок продвигаются мачты из угля без стоячего такелажа, и с учетом соотношения веса мачты и балласта, цены изготовления - это может быть новым путем выхода из сложившейся ситуации.
Оригинал http://alekstar.ru/2.shtml
| |