Автор: 1g (---.Nsk.dial.rol.ru)
Дата: давно
Некоторые размышления о «новой морали» http://www.sovross.ru/2004/094/094_4_1.htm ............ Мечта сбылась — но не для всех, а лишь для тех ста тысяч, уплетающих отдельно от страны, под своим корпоративным одеялом свой доп-паек. Отсюда и эпигонская посредственность творенья, воспевающего счастье той отдельной нефтяной кишки.
Еще яснее сформулировал мне эту же идеологию один пресс-служащий компании: «У «ЮКОСа» никаких долгов перед обществом нет, все разговоры о каком-то несправедливом дележе — демагогия. Мы — лучшая компания, самая честная и открытая, все заработали своим трудом, поэтому лучше всех живем и отдыхаем. Мы — соль земли. У нас жена буровика свободно вылетает на неделю на Канары или посмотреть Париж. А кто живет иначе — это их проблемы...» В общем, «мы славно поработали — и славно отдохнем!»
Но мне эта идеология напомнила ужасный лозунг Бухенвальда: «Каждому — свое».
Действительно, сегодня миллионов 5 сограждан, привязанных так или эдак к нефтегазовой кишке, работают и отдыхают от души. И это — их «свое». Десятки ж прочих миллионов оказались в самой большой в мире зоне, где за чертой раздела — остановившиеся навсегда заводы, доки, заросшие угрюмым сорняком поля и выстуженные роддома. И где сама безвыходная жизнь играет истребительную роль газовой камеры, сокращая население на миллион в год, выплевывая сотни тысяч новых беспризорников.
Проводники этой идеологии, когда-то вравшие, что ваучер сам всех озолотит, теперь заговорили по-другому: что ж вы хотите, сами выбрали такую жизнь — и проявляйте инициативу! Кто не сидит сложа руки — давно уж процветает в бизнесе, предпринимательстве!.. Но что такое у нас бизнес и предпринимательство сейчас? Торговля в основном. Но на деревню нужен магазин один — от силы два! А тем, которые еще учительствуют, лечат, сеют хлеб, изобретают самолеты, расщепляют атом, защищают нас и судят, то есть «сидят сложа руки», делать что?
Но этот нищий шлейф, по мнению слепой кишки, уже особо и не нужен. Взамен качаемого ей из наших недр сырья она получит все готовое из-за бугра: образование, лечение, даже само бурение; своих охранников наймет — и без той гиблой зоны еще лучше обойдется. Полная феодальная самодостаточность и обособленность. Неэффективно — в плане всей страны. Зато для нефтегазовых империй очень даже эффективно. Под разговоры: «Вот бы поделить на всех кишку — и жить, как в Эмиратах!» — эти несколько счастливых миллионов, доя ее, уже, как в Эмиратах, и живут — и на своих эмиров молятся. И зарубежные, и наши идеологи этого проекта уже все чаще вторят творцам бухенвальдского: «Зачем России ее нынешние полтораста миллионов? Хватит и 50 — и то много будет!»
Для «ЮКОСа» ее пророк — сам Ходорковский, чтимый среди своей кишки не меньше, чем пророк Мухаммед среди мусульман. Подобно основателю Ислама поднялся с самых низов — отец его был заводским служащим; своей башкой достиг первоначальных капиталов; осваивая нефтяное дело, вкалывал на буровой и жил в балке с буровиками при 50-градусных морозах... Только религия Мухаммеда была для своего времени объединительной, а этот культ кумира золотой кишки — разъединительный.
Когда в стране все разделилось на вершки и корешки, кому — ботва, кому — золотоносный корень, раздел прошел не только по экономическим границам. Но и в сознании людей, одна часть которых стала дрожать от голода и холода, другая — в страхе потерять работу и прописку в своем эмирате. То есть уже подкожно, до потери общечеловеческого пульса, заиграло это «каждому — свое». И взамен одного Бога, признававшегося даже атеистами — через его прописанные в сердце каждого и сберегавшие наше единство заповеди, напрыщевалась гибельная для державы, дробная система этих культов. Служить стране — замучаешься, как говорится, пыль глотать. А чтоб глотать не эту пыль, а потреблять хорошую корзину, надо с потрохами, с акварелями своих детишек подписаться на корпоративный сайт, забыть про остальных, служа слепым рабом своей кишки — и только! Один попал в беду, другой — в еду, и новая мораль должна не снять, а оправдать этот разрыв меж рассеченными сегодняшней секирой корешками и вершками.
Совсем же без моральной культивации нельзя: любой корпоративный муравейник распадается, утеряв эту связующую души клейковину. И вообще одной экономической мотивации для любого труда мало: он будет неконкурентным без общего морального согласия и добросовестности.
Запустить новый самолет, автомобиль с такой сознательной дезинтеграцией уже нельзя. И любое дело, требующее интеграции партнеров, у нас тут же буксует: каждый только спит и видит, как бы надуть другого, этой необходимой для партнерства клейковины-то и нет! Поэтому мы все больше уступаем странам с куда меньшим умственным потенциалом в создании технически элементарного сегодня: тех же автомобилей, телевизоров, компьютеров. Поэтому десятилетие с лишним рыночных реформ нас привело к национальному регрессу, чему упадок населения и страшный рост беспризорничества — лишь самые наглядные свидетельства. Эта языческая разобщенность, запредельный личный и корпоративный эгоизм вошли вразрез с самой идеей рынка — подразумевающей все ж некое единство в общем поле и одни правила игры. У нас же, что ни монастырь — то свой устав; каждый живет в своем лесу и молится своему — отсюда и всегда поломанному колесу. Дрожит и держится сугубо за свое — перед любым другим не признавая обязательств никаких.
И наши сырьевые корнеплоды в головокружении от их успехов решили первыми, что обойдутся без страны, как без отодранной ботвы, что и агрономически неверно. Но в той отодранной ботве вместе с безрогими учителями оказались и все силовики, для которых встал ребром тот же вопрос: как дальше жить, на что надеяться, молиться? И они начали молиться и надеяться на то, что есть у них: гаишный жезл, омоновский приклад и прочую правоохранительную дубину, накапливая свою злобу к отодравшим их божкам. Когда же объявили, что итоги всего передела, пусть и несправедливого, не подлежат отмене, а отменяется, значит, сама справедливость, — все и сошло к той дикой сути: «Все мое — сказало злато, все мое — сказал булат». И самых культовых и ненавистных фигурантов «ЮКОСа» под злорадное рукопотирание электората представители булата замели. Поскольку при языческом сознании: чем больше кто в чести на своем капище — тем ненавистней на чужом.
И я думаю, что арест самого богатого в России человека — это в каком-то смысле символическая месть нашего булата за его отодранное состояние. Хотя еще мне кажется, что в силу этой же отодранности наших правовых ярил Ходорковский в итоге выйдет из-под показательной дубины невредим — еще и заслужив себе среди своих нимб святомученика. Ибо по тем же правилам язычества — чем больше пострадал от супостатов, тем святей!
Но в любом случае вся не стихающая уже год раздорная волна вокруг сидельца, давно затмившая сугубо правовой аспект, указывает, где у нас очаг раздора. Коль наше главное сейчас богатство — нефть работает не на страну, а мимо, то и все другие в гробу видят отдавать свой лепт стране. И она в итоге превращается в конгломерат враждебных интересов, группировок, что только жрут друг друга, убивают и банкротят — в общем, видят исключительно в гробу.
Но не может быть такого муравейника, где каждый муравей в гробу видал другого. Нельзя, чтобы в одном и том же государстве один получал 5 тысяч, а другой, точно такой же, за такой же труд — 150 лишь потому, что служат в разных частях целого. Не могут граждане одной страны иметь все абсолютно разное: от питьевой воды — до правосудия
ПОЛНОСТЬЮ ТУТ http://www.sovross.ru/2004/094/094_4_1.htm
| |