Автор: 1g (---.ru)
Дата: давно
http://kirdina.ru/book2/glava7.shtml#n71 7.1. Конкуренция и координация -
два основных способа взаимодействия
хозяйствующих субъектов
Законы развития социальных общностей порой близки законам выживания сообществ животных. Такими универсальными законами являются конкуренция и координация живых существ в отношении использования ресурсов, обеспечивающих их жизнедеятельность. В результате конкуренции ресурсы достаются сильнейшим. Это способствует такому распределению жизненных благ, чтобы сообщество развивалось силами наиболее приспосабливающихся к жизни особей. Координация, в свою очередь, - средство соединения усилий для противостояния внешней среде или другим угрозам. Координация умножает влияние и мощь сообществ, увеличивает объем совместно потребляемых ресурсов, что также является фактором развития сообщества. Спор о том, что первично, или что важнее из них - конкуренция или координация, - это спор о курице и яйце. В разные периоды жизнедеятельности или на разных фазах истории значение названных факторов как для отдельной особи, так и для сообщества животных в целом может меняться.
В обществах и их экономических подсистемах, участниками которых являются люди, также действуют и конкуренция, и координация. Но почему же в одних типах обществ и экономических систем доминируют одни отношения, а в других - другие? Почему для Х-экономик базовым институтом является координация, а конкуренция представляет собой лишь дополнительный, комплементарный атрибут? И наоборот: почему в Y-экономиках конкуренция слу-
- 128 -
жит основным, а координация, без которой также невозможна социальная жизнь, - дополнительным инструментом? Люди, вообще говоря, везде одинаковы, как это доказывают непредвзятые антропологические теории, почему же в разных обществах их поведение следует разным экономическим законам?
Карл Маркс писал: "для того, чтобы понять логику, следуй истории". История возникновения устойчивых социальных сообществ и присущих им экономических отношений начинается с освоения окружающей среды.
Как это было вначале? В случае, когда с небольшого участка, живя на нем долгие годы, можно было получать, например, устойчивые урожаи, а продукта хватало не только для внутренних нужд, но и для обмена с другими хозяйствами, возникала заинтересованность в доступе к такому участку и закреплению его за собой. Поскольку экономика, по определению, это деятельность по привлечению и использованию ограниченных ресурсов, то число таких участков всегда не бесконечно. По крайней мере, лучших всегда меньше, и за обладание ими возникает конкуренция.
Как иллюстрация этого положения на память приходит поездка по южным районам Франции. Глядя на ее пышные холмы и цветущие долины, понимаешь, почему на этой земле так часты были войны. Шла постоянная борьба за многочисленные плодородные участки - холмы и возвышенности хороши для виноградников, а чуть дальше, в долине, можно заниматься разведением скота и производить сыр, далее можно выращивать хлеб, вдоль реки возделывать сады и огороды и т.д. Разнообразие компактных ландшафтов, которое является одним из условий формирования некоммунальной среды (см.: Кирдина, 2001. С. 83-84), в ходе этой поездки проявилось как на ладони.
В такой некоммунальной среде конкуренция представляет собой институт, в котором закрепляется право соперничества наиболее приспособленных получать в свое распоряжение лучшие производственные ресурсы. И дело здесь не в природе человека. Объективными основаниями появления и устойчивости конкуренции в хозяйственной жизни служат, во-первых, возможность обособления и закрепления за конкретными субъектами в постоянное или обозримо долгое пользование части ресурсной материально-технологической среды. Во-вторых, эффективность использования ресурса должна быть достаточной для индивидуального воспроизводства владеющего им социального субъекта. Иначе нет смысла в конкурентной борьбе добиваться собственности на то или иное благо. Это означает, что конкуренция институционализируется не автоматически, но если представлены условия, содействующие ее устойчивости; если эти условия таковы, что именно подобным конкурентным способом в масштабах общества возможно и целесообразно распределять ограниченные ресурсы.
- 129 -
Выше мы говорили о том, что при анализе институтов материальные и технологические условия, определяющие их специфику, зачастую не принимаются во внимание в должной мере. Аналогично высказывается Норт, когда говорит о том, что реально встроить технологию в ту или иную, более общую экономическую теорию, никому, за исключением К. Маркса, пока не удавалось (Норт, 1997а. С. 168). До сих пор материально-технологические условия остаются по сути за рамками формального корпуса теорий, в том числе институциональных. Мы пытаемся восполнить этот пробел. Именно поэтому при анализе базовых институтов Х- и Y-экономик мы постоянно обращаемся к тем материально-технологическим факторам, которые сыграли и продолжают играть определяющую, на наш взгляд, роль в характере институтов. Наша задача - прозрачно и несомненно, буквально "на пальцах", показать эту связь, которая зачастую скрыта от исследователей или не принимается ими во внимание.
Складывающиеся в условиях частной собственности обменные отношения также предполагают наличие конкуренции. Осуществление обмена, или процессов купли-продажи, означает, что участники нашли друг друга для совершения интересующей друг друга трансакции, которая обоим должна принести прибыль. Выше мы описали, как формируется институт конкуренции в ходе поиска естественных средств производства; точно также конкуренция действует при поиске средств воспроизводства уже не в их природной, но денежной или продуктовой форме, т.е. средств, произведенных человеком. Блага выступают объектом конкуренции, а обмен - средством их получения. Поскольку в условиях частной собственности блага принадлежат обособленным владельцам, доступ к ним на основе конкуренции возможен лишь через обмен, когда владельцу блага предлагается то, что его интересует. Иными словами, конкуренция, сначала проявившая себя в производственных отношениях с естественной средой, переходит в сферу хозяйственных связей по поводу произведенных на объектах частной собственности продуктов. Конкуренция становится в Y-экономиках доминирующим отношением, на основе которого поддерживается и воспроизводится структура экономической системы такого рода, осуществляется распределение собственности и благ.
Х-экономики - это характеристика обществ, развивающихся преимущественно в коммунальной среде. Исторически коммунальная материально-технологическая среда развивается (подробнее см. Кирдина, 2001. С. 83-84) на основе таких территориальных условий, где высоки хозяйственные риски, то есть условия ведения хозяйства недостаточно благоприятны. Это пустыни, суровый климат, резкие колебания температур, подверженность цунами и наводнениям, засухам и т.д. Другим фактором может выступать неоптималь-
- 130 -
ность однородности хозяйственного ландшафта государства. В одном случае могут быть слишком велики различия между частями страны (например, суровый север и богатый юг), когда нужно сообща формировать пространство выживания всего населения. В другом случае эта неоптимальность может выражаться в "излишней" однородности территории, что не позволяет организовать на ней достаточно разнородные производства. В такой коммунальной среде механизмы конкуренции за ресурсы не становятся доминирующими. Во-первых, потому что сами ресурсы не всегда могут быть обособлены на более или менее долгий срок. Во-вторых, это обособление не имеет экономического смысла, поскольку не позволяет осуществлять простое или расширенное воспроизводство тому субъекту, который владеет таким ресурсом. Напомним в этой связи уже цитировавшееся выше, в 3.3, высказывание Августа Гакстгаузена о такой черте коммунальной среды России. Еще в середине XIX в. этот автор говорил о том, что содержать поместье в северной России аналогично тому, как это делается в Европе, - невозможно. Придется лишь вкладывать в него деньги и не рассчитывать на прибыль (Пайпс, 1993. С. 47).
Отличающиеся по виду, но похожие по потенциальному социальному качеству ландшафты, порождающие коммунальную материально-технологическую среду, можно наблюдать, путешествуя по миру или изучая географические справочники. Известно: для того, чтобы видеть, - надо знать. Хотя, как это часто бывает с парадоксальными истинами, верно и обратное. Но в данном случае мы хотим обратить внимание читателей именно на роль знания в увидении то, чего раньше не замечалось. Если принять утверждение о коммунальном и некоммунальном характерах материально-технологической среды в качестве фактора становления институтов хотя бы в качестве гипотезы, то многие, надеемся, смогут вспомнить собственные впечатления на эту тему. Например, о том, как суровая или неблагоприятная среда порождает среди живущих и работающих в таких условиях людей не отношения конкуренции, но отношения координации. Эти отношения становятся базовыми, доминирующими в таких условиях, благодаря именно этим отношениям выживают и хозяйствуют социальные субъекты - от семей до поселенческих, региональных и этнических групп.
Итак, в коммунальной среде на первый план выходит не конкуренция за ресурсы, которые не под силу эффективно использовать обособленному производителю, но координация социальных групп в их освоении и вовлечении в хозяйственный оборот. Нецелесообразность установления границ частной собственности в такой среде приводит к формированию неразделенной условной верховной собственности
| |