Автор: house [Новосибирск] (---.riss-telecom.ru)
Дата: давно
Вот вам для сравнения еще несколько промывок. Раскритикуйте, что есть что.
http://www.trans.maximedia.ru/?current=515
Без промывки нету счастья…
Каждый автолюбитель хотя бы пару раз в год сталкивается с проблемой замены масла. Любые масла, даже самые элитные, работают 12-15 тыс. км, после чего теряют свои свойства. Мало кто знает, что производители масла в своем большинстве вообще рекомендуют замену масла, особенно минерального, через 4-5 тыс. км.
Таким образом, процедура маслозамены неизбежна. Технология, ее, казалось бы, предельно проста — открутил пробку с масляного поддона, слил старое масло, поменял фильтр, залил свежее — и поехал. Но ничего хорошего от такой простоты не получается. Более того, если действовать подобным образом, срок службы свежего масла можно уменьшить на 20-25%. Почему так получается?
Моторное масло, помимо очевидных функций смазывания всех движущихся деталей, выполняет в двигателе еще такие важнейшие действия, как охлаждение и очистка поверхностей двигателя от продуктов износа и неполного сгорания топлива. Для эффективной очистки в масло вводятся специальные моющие добавки, в основном щелочного характера, — это своего рода «мыло» для мотора. Как и любое мыло, эти добавки постепенно срабатываются. Собственно, концентрация моющих веществ, содержащихся в масле, характеризующаяся так называемым «щелочным» числом, во многом и определяет его ресурс. Моющие добавки растворяют органические отложения на поверхностях трения и переводят их в объем масла, при этом масло постепенно меняет свои свойства, особенно такое важнейшее, как вязкостно-температурную характеристику. Если проще, то по мере загрязнения, оно густеет. Отсюда — и ухудшение условий пуска двигателя при низких температурах, и увеличение расхода масла на угар, и увеличение трения, и т.п. При этом часть растворенных отложений снова выпадает в зонах, где масло остывает при остановке двигателя — в масляном поддоне и клапанном механизме. Они образуют пленку органических загрязнений, способную при новом нагреве двигателя снова перейти в жидкую фазу и опять «пойти» в масло. Помимо этого, масло выносит из зон трения металлические продукты износа, а также сажистые отложения — продукты неполного сгорания топлива и масла, которых особенно много в дизельных двигателях. Да и воздушный фильтр, особенно не совсем новый, пропускает в цилиндры некоторое количество пыли, то есть минеральных частиц. Масло, снимая все эти загрязнения, выносит их в поддон двигателя. Что-то садится на фильтрующем элементе масляного фильтра, но определенная часть осаждается на стенках масляных каналов и поддона, «склеиваясь» при этом органическими отложениями. Кроме того, само масло, попадая в камеру сгорания, частично выгорает. А точнее, сначала из него уходят легкие фракции, а температур, достаточных для того, чтобы испарить тяжелые углеводороды, чаще всего не хватает, — и они остаются на стенках в виде лаков. Эти отложения особенно опасны в зоне работы поршневых колец — они могут нарушить их подвижность, и кольца залегают...
Итак, возможные варианты загрязнения масляной системы двигателя — это органические загрязнения и продукты износа, взвешенные и растворенные в моторном масле, пленки лаковых загрязнений, адсорбировавших твердые частицы на стенках масляных каналов, поддона, газораспределительного механизма, цилиндров и поршней.
Очевидно, что, просто сливая старое масло, мы удаляем только загрязнения, растворенные или взвешенные в нем. Пленки и вся грязь, сидящая на стенках, в двигателе останется. Да и все масло слить не удастся — в двигателе есть масса скрытых полостей, а масло обладает свойствами адгезии, то есть «прилипания» к стенкам. В зависимости от типа двигателя, до 10% от объема сливаемого масла в нем остается. Значит, свежее масло уже с самого начала приобретает некий уровень загрязнения, снижающий его ресурс.
Для того, чтобы улучшить качество очистки двигателя при смене масла, в настоящее время на рынке автохимии предлагается масса различных составов — промывочные масла, а также различные пяти-, десяти-, двадцатиминутные промывочные жидкости. Появился также и класс так называемых «двухсоткилометровых» промывок. Но как они работают, что реально дают, — не всегда понятно. Чаще всего это составы, содержащие щелочные растворы, которые резко повышают моющую способность отработанных масел. Но насколько они эффективны и как лучше мыть масляную систему двигателя, опасны или нет они для двигателя — в этом следует разобраться. Более того, в среде автомобилистов гуляют слухи о небезопасности применения подобных составов.
С целью разобраться в этих вопросах были проведены испытания. Задача стояла не в определении что лучше, а что хуже, а, скорее, в сравнении методов промывки двигателя с использованием трех видов жидкостей — полноразмерного промывочного масла, десятиминутных и двухсоткилометровых промывок. При этом оценка эффективности способов промывки двигателя зависела от степени очистки двигателя от органических отложений в системе смазывания, качества удаления продуктов износа, уменьшения количества загрязненного масла, остающегося в двигателе при его сливе. Кроме того, необходимо было отследить возможные негативные последствия, вызванные применением того или иного способа промывки двигателя. В целом, сопоставление качества работы препаратов проводилось авторитетными специалистами по следующим параметрам:
визуально по уровню отложений на клапанном механизме и в поддоне двигателя;
по изменению массы контрольных весовых элементов (качество очистки от органических отложений);
по данным спектрального анализа проб масла (качество очистки от продуктов износа);
по наличию остаточного загрязнения свежего масла методом УФ спектроскопии и спектрального анализа проб масла, а также по анализу структуры остаточных загрязнений на фильтрующей бумаге путем микрофотографирования образцов фильтровальной бумаги под микроскопом при большом увеличении.
Кроме того, для того, чтобы отследить влияние промывочных составов на свойства масла как в процессе очистки двигателя, так и после его заправки свежим маслом, проводились замеры вязкости его проб. Это достаточно важно, поскольку по результатам этих замеров выявились определенные ограничения на режимы работы двигателя в период работы промывочной жидкости. Поскольку целью нашей экспертизы являлось сопоставление эффективности различных способов промывки масляной системы двигателя, то в качестве испытуемых препаратов были выбраны: обычное промывочное масло, две «короткие» промывки — пятиминутная и пятнадцатиминутная и «двухсоткилометровая» промывка фирмы «Энергия-3000». В процессе испытаний были строго соблюдены рекомендации по их применению.
В результате наилучшую эффективность очистки по количеству снятых отложений на поверхностях поддона и клапанного механизма показали пятнадцатиминутная промывка и двухсоткилометровая промывка «Энергия-3000». Причем «Энергия-3000» одинаково отработала и в клапанном механизме, и в поддоне, а «пятнадцатиминутка» лучше сняла отложения в зоне хранения масла, т.е. в поддоне, а в клапанном механизме эффект заметно ниже. Но это — субъективный результат, построенный на базе визуальной оценки. Более объективным является метод взвешивания контрольных весовых элементов. Здесь опять проявилось преимущество двухсоткилометровой промывки, дающей существенно больший процент удаления отложений. Впрочем, это только подтверждает результаты визуальной оценки, приведенные выше. Хуже всего работает вариант промывочного масла, причем как по массе весовых элементов, так и по визуальной оценке. Этого и следовало ожидать — ведь по заявленным свойствам и «короткие» промывки, и «двухсоткилометровая» промывка наделяют масло сильными моющими свойствами.
При определении эффективности удаления продуктов износа снова четко проявляются преимущества «двухсоткилометровой» промывки перед «короткими». Неплохой результат и у промывочного масла, хотя количество металла в свежем масле достаточно велико. Видимо, оно поступает в масло из пленок отложений, не снятых со стенок масляной системы в процессе промывки. Это подтверждается и данными спектрального анализа проб масла. Важным параметром качества промывки является степень загрязненности свежего масла, заливаемого в двигатель после промывки. Понятно, что полностью осушить двигатель при сливе масла не удается — всегда на стенках и в скрытых полостях останется определенное количество старого масла, содержащего и определенный процент остатка промывочных жидкостей. По результатам анализа методом УФ спектроскопии, самой чистой является проба, полученная после промывки двигателя промывочным маслом. Близкий результат дает и «двухсоткилометровая» промывка.
Очевидно, что добавление промывочной жидкости в моторное масло должно как-то изменить такой важнейший параметр, как его вязкость. Это может существенно повлиять на работоспособность узлов трения двигателя и накладывает определенные ограничения на режимы работы на протяжении всего цикла промывки. Результаты замеров показывают резкое снижение вязкости масла при вводе «коротких» промывочных жидкостей. Собственно, этого и следовало ожидать — уменьшение вязкости масла, по идее разработчиков препаратов, должно способствовать более полному сливу масла из двигателя. Ожидаемой была и малая вязкость промывочного масла.
Понятно, что все это требует ограничения нагрузок на двигатель в период промывки. И хотя на всех «коротких» промывках указано, что двигатель должен работать в режиме холостого хода, для нагрузки важна не только (или даже не столько) степень открытия дроссельной заслонки, сколько частота вращения коленчатого вала. Поэтому даже холостой ход при больших оборотах способен «запороть» двигатель! В то же время, сам принцип «двухсоткилометровой» промывки — «залил, поездил, слил», не должен вносить каких-либо серьезных изменений в работу узлов трения двигателя.
Итак, что же в итоге? Промывочное масло хорошо себя проявило в удалении загрязнений, сконцентрированных в объеме масла, дало минимальный уровень остаточного загрязнения свежего масла, но в удалении загрязнений, осевших на стенках двигателя (как органических, так и продуктов износа) показало себя не лучшим образом. «Короткие» промывки дали неплохой результат по удалению отложений в масляной системе, но уровень остаточного загрязнения остался достаточно высоким. Кроме того, как промывочные масла, так и «короткие» промывки не допускают серьезного нагружения узлов трения двигателя, поэтому перегазовки в процессе промывки могут быть опасны для двигателя. Причем режим холостого хода, рекомендованный для подобных вариантов промывки масляной системы двигателя, как раз может дать резкое увеличение оборотов даже при небольшом нажатии педали акселератора. «Двухсоткилометровая» промывка «Энергия-3000» дала объективно наилучший результат по удалению как органических отложений, так и металлических продуктов износа. Уровень остаточного загрязнения был близок к варианту промывочного масла, и значительно ниже — чем для «коротких» промывок.
Вывод простой. Если вы самостоятельно меняете масло в двигателе, то целесообразно за два-три дня до намеченной процедуры залить в двигатель «двухсоткилометровую» промывку. Но, вопреки рекомендациям производителей этих препаратов, мы бы все-таки посоветовали потом, после слития старого масла, все же не пожалеть 100-150 рублей и дополнительно аккуратно промыть двигатель промывочным маслом. Это не обязательно, но качество смены масла явно повысит.
В ссылке есть и реклама, но в выкопированной статье я ее умышленно не привожу, дабы избежать участи быть обвиненным в рекламе.
Toyota Mark II, 1998
Honda Civic, 1996
| |