Автор: У-2 [Владивосток] (---.hosts.vtc.ru)
Дата: давно
Не буду комментировать действия д.Скружда. Не буду критиковать Скруджа и его сторонников, равно как и его оппонентов. Просто приведу длинную (очень длинныю) цитату. Кому лень читать, пропустите. Лично я подпишусь под каждым словом этой цитаты обоими руками. Речь идет о романе Роберта Хайнлайна "Звездный десант". Ни в коем случае не связывать с фильмом "Звездный десант" - он хоть и снят по книге, но Голливуд выкинул самую суть, главную идею романа, заменив спецэффектами. И что интересно - 8-я глава романа, которую я процитирую (Р.Хайнлайн, "Звездный десант", Спб, изд."Азбука",1998г.ISBN 5-7684-0368-X), так вот, эта глава напрочь выкинута из скачанных мною сегодня из разных источников текстов романа, как нет этой главы и в нынешних бумажных изданиях романа (один-ноль в пользу оппонентов Скруджа). В итоге, пришлось мне врукопашную набивать текст с неотцензурированного издания книги - ну нету у меня сканера :(((. Хоть я и быстро набиваю, но некоторые несущественные куски я буду пропускать, не меняя смысла текста.
1959 год. Р.Хайлайн - "Звездный десант". Краткая вводная - 22(?) век, школа, урок Истории и Философии Морали ведет мистер Дюбуа:
Глава VIII
Эпиграф:
"Наставь юношу в начале пути его; он не уклонится от него, когда и состареет" - Книга притчей Соломоновых, 22.6
. . . . .
Мистер Дюбуа рассказывал о беспорядках в конце двадцатого века. Из его слов выходило, что преступления вроде совершенного Дилингером были так же обычны, как собачьи драки. И такой ужас творился не только в Америке - в России и на Британских островах творилось то же самое, да и в других странах.
- Обычные законопослушные люди, - рассказывал мистер Дюбуа, - даже не ходили вечером в публичные парки. Это было связано с риском подвергнуться нападению жестоких, будто стая зверей, подростков... и быть в лучшем случае напуганными, а скорее всего ограбленными, опасно раненными или даже убитыми. Убийства, наркомания, воровство, разбой и вандализм стали обычным явлением (!!!). И не только в парках - такие вещи случались на улицах, посреди бела дня, или во дворах школ, или даже в самих школах.
- Мистер Дюбуа! А разве тогда не было полиции ? Или судов ?
- Тогда было гораздо больше полиции и судов, чем в наше время. И все они были загружены работой выше головы. (!!!)
- Похоже, я не могу этого понять...
. . . . .
Между тем мистер Дюбуа спросил меня:
- .... Вам приходилось когда-нибудь воспитывать щенка ?
- Да, сэр.
- А сумели ли вы отучить его делать лужи в доме ?
- Да, сэр. В конце концов.
- А когда щенок напускал лужу, вы сердились на него ?
- Нет, зачем же. Он же еще щенок, он же не знает...
- А что же вы делали ?
- Ну, я ругал его, и тыкал носом в лужу, и шлепал.
- Но объяснив ему, что вы им недовольны, как могли вы быть таким жестоким, что еще и шлепали его ?
- Мистер Дюбуа, но ведь иначе - никак! Вы ругаете его, чтобы он знал, что поступил неправильно, тычете его в лужу носом, чтобы он знал, в чем заключается его проступок, и шлепаете, чтобы ему расхотелось так поступать. И шлепать его нужно сразу же - иначе от наказания ничего хорошего не будет... И даже тогда он с одного раза не поймет; надо следить, и сразу же наказывать его опять, и шлепать немного больнее. И он очень скоро научиться. А просто ругать его - только зря языком молоть.
- Однако вернемся к нашим малолетним преступникам. Наиболее жестокие из них были примерно вашего возраста. И вот теперь вспомним вашего щенка. Тех подростков часто ловили; полиция производила аресты каждый день. Их ругали ? Да, и зачастую очень жестко. Тыкали их носом в содеянное ? Лишь изредка. Их шлепали ? Ни в коем случае! Многих не шлепали, даже когда они были малышами. Считалось, что порка или другие наказания, причиняющие боль, могут повредить неустойчивой детской психике.
- Телесные наказания в школах были запрещены законом - продолжал мистер Дюбуаю. - Порка считалась "жестоким и неординарным наказанием". Лично я не понимаю, что плохого в наказании жестоком и неординарном.... Приговор обязательно должен причинять преступнику страдания, иначе наказание не будет наказанием. Ведь боль - основной механизм, выработавшийся в нас в течение миллионов лет эволюции! И этот механизм охраняет нас, предупреждая всякий раз, когда что-либо угрожает нашему выживанию. Так почему же общество должно отрицать такой хороший механизм выживания ? ... И о неординарности: наказание должно выходить из ряда вон, иначе оно не сослужит никакой службы (!!!)
.....
- Вернемся к нашим малолетним преступникам. Очень вероятно, что их не наказывали в младенчестве, известно в точности, что не подвергали порке за преступления. Обычно все происходило в следующем порядке: за первое преступление "предупреждение". После дальнейших проступков приговаривали к тюремному заключению, но приговор обычно откладывался, и юнец "отпускался на поруки". Такой подросток мог быть несколько раз арестован и приговорен, прежде чем его, наконец, наказывали - помещали в тюрьму, вместе с другими такими же, от кого он мог воспринять только новые преступные обычаи. И если он не творил безобразий во время заключения, то приговор ему смягчали и отпускали его на поруки - давали помилование. Такие поблажки могли повторяться из года в год, а тем временем подросток преступал закон все чаще, все с большей жестокостью и изощренностью - и всегда совершенно безнаказанно, только со скучноватыми отсидками иногда... А затем вдруг наступало восемнадцатилетие, малолетний преступник становился по закону преступником взрослым, и зачастую уже через пару недель сидел в камере, приговоренный к смертной казни за убийство.
Мистер Дюбуа снова указал на меня:
- Вот вы. Допустим, что щенка просто отчитали, не наказывая его... Только иногда выставляли за дверь, но вскоре впускали обратно, предупредив на будущее о том, что так делать нельзя. И вот в один прекрасный день щенок вырос во взрослую собаку, так и не отучившись пачкать в доме. Тогда вы хватаете ружье и пристреливаете его. Что скажете по этому поводу ?
- Ну, это, по-моему, глупейший способ воспитывать щенка!
- Согласен. Ребенка - тоже... ........ Вы имеете КУЛЬТИВИРОВАННУЮ совесть, тщательным образом тренированную. У человека нет инстинкта морали. Чувство морали мы приобретаем путем обучения, опыта и тяжелой умственной работы. Что такое "чувство морали" ? Это - усовершенствованный инстинкт самосохранения. Вот он присущ человеку от рождения, из него вытекают все аспекты личности. Инстинкт самосохранения - единственная сила, управляющая всеми нашими поступками...
................
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо всем дочитавшим. Не подумайте, что я за жестокие физ.наказания детишек. Двое у меня (14 и 16), не разу даже не шлепнуты. В конце каждого уч.года получаем благодарность от школы за хорошее воспитание детей. Но не все родители способны воспитать нормальных членов общества (многих родителей самих надо воспитывать и воспитывать, да бестолку). Тут и должны помочь искусственно привитые обществом условные рефлексы - напакостил - больно, еще напакостил - еще больней. Наша неповоротливая "гуманная" воспитательная гос.система для этого не годится. По мне так дядя Скрудж поступил правильно, выступив в роли раскаленного утюга, за который схватился юный шалопай... Я полностью согласен с Хайнлайном - наказание должно быть быстрым, неотвратимым и неординарным - иначе оно не оставит следа у пакостника.
PS: Год назад в полдень при народе один хлопец сорвал дочкин телефон. У хлопца к тому моменту были десятки приводов в милицию и одна условная судимость, и десятки формально-юридически недоказанных грабежей (нет заявлений, свидетели боятся и т.п.). В итоге хлопца посадили на 5 лет. Не знаю, как сложилась бы его судьба, если бы в начале своей крим.карьеры он попал бы под воспитующую руку дяди Скруджа...
_________________________________________________________________________________________
... помыл - вот и весь тюнинг...
Toyota.corolla.ru
| |