Автор: starco (---.wan.amur.ru)
Дата: давно
Дмитрий, Дмитрий, зачем же передергивать факты. Мы можем собирать машины, в том числе – и с нуля. Вот только наши конструкторы почему-то так проектируют отечественные автомобили, что они, как ни парадоксально это звучит, хуже приспособлены для эксплуатации в наших дорожно-климатических условиях. Летом в них невозможно дышать из-за пыли – а зимой напрочь замерзают стекла. На местных колдобинах разваливается ходовая, а на местном бензине даже небольшой перевал «вскипятит» двигатель не хуже самовара. И именно это, а не дешевая стоимость б/у, служит первопричиной отсутствия желания приобретать отечественный автомобиль. Возьмите журнал «За рулем» и почитайте о «Шевроле-Нива», коих специально закуплено 2 штуки редакцией журнала для дорожных испытаний – и Вы поймете, что отечественное автомобилестроение находится в глухом тупике. Стоимость владения такой машиной, даже с учетом отечественных запчастей, в 2 раза выше, чем стоимость владения б/у «паркетником-криворулькой». Автомобиль должен доставлять своего владельца из пункта А в пункт Б, а не из пункта А – в автосервис на эвакуаторе. В моих условиях последнее звучит особенно смешно - ближайший эвакуатор и приличный сервис находится в 777 км от меня, если верить дорожному указателю. А рядом его нет, потому что я в автосервис приеду сам, на своей «криворукой» машине, раз в год для профилактики. А не потому, что я купил ее за границей. О, да, дружно пересев на ВАЗ, мы могли бы поспособствовать созданию десятков тысяч рабочих мест по всей стране – ведь уже с завода большинство машин нуждаются в протяжке и доводке. В 1994 году я лично участвовал в перегоне (экспорте) 12 штук АЗЛК 2141S (последняя буква – экспортное исполнение) в Китай. Дело было в ноябре и этот кошмар я никогда не забуду. Уже с сетки на ЖД 2 машины пошли на сцепке – соплями повисла проводка (видимо, при перевозке от вибрации где-то замкнуло). У одной машины не втыкались 1-2 передачи (и это – с завода). Дальше – больше. До таможни (7 км) три машины закипели – выкидывало тосол из расширительного бачка. Ночью мы их грели (при -5), потому что нас честно предупредили, что иначе утром мы их не заведем. И это – автомобили на экспорт? Не смешно. Как не смешно и сейчас, когда, казалось бы, можно было бы по крайней мере использовать для производства автомобилей качественное сырье и комплектующие – ан нет, смежники не готовы, оборудование у них устарело и не способно выдавать нашему автопрому качественную продукцию для сборки. Выход один: искусственно создать спрос за счет перекрытия потока иномарок (как б/у, так и новых). А машины комплектовать импортными комплектующими.
Вообще, если проследить за ходом Вашей мысли, в сложившейся ситуации виноваты непатриотичные потребители, недальновидное правительство и хитрые иностранные автопроизводители, не спешащие открывать заводы в России ввиду огромного количества продукции б/у, сплавляемой в наши края. А автопром где? Он, получается, ни в чем не виноват. Вы ставите телегу впереди лошади, Дмитрий, и жалуетесь, что она не двигается – дескать, глупая лошадь не хочет толкать телегу. Она и не должна толкать, она должна тянуть. На рынке России есть спрос на автомобили, постоянно растущий – но нет самих автомобилей. Нет схем реализации, подобных, например, жилищной ипотеке.
Итак, логика Дмитрия сводится к следующему:
1) Закрываем к чертям рынок подержанных машин – так придут иностранные производители и полегчает нашему автопрому;
2) Дружно устраиваем забастовки или переезжаем в направлении Москва - Санкт-Петербург – так у нас появляются деньги на вожделенный автомобиль
3) Ждем, когда банки придут вслед за дилерами автосалонов в наш регион с доступными кредитами.
На все про все уйдет года 3-4. Продажи флагманской модели «Калина» начнутся с рубежа в 8000 долларов (ориентировочно) в августе 2005 года, очередью на 3-4 месяца, и с объемов выпуска 20 тысяч машин в год (с доведением до 220 тысяч производственной мощности). По уровню комфорта и оснащенности базовая комплектация едва-едва дотягивает до б/у иномарок 10-летней давности, при стоимости в 2 раза выше. Комплектация «Люкс», где будет все необходимое, вообще планируется по цене от 11 тысяч долларов. Есть, правда, еще и «Стандарт» (урезанный вариант, с «мясорубками» и прочими радостями) по цене около 6000 долларов – но всерьез, я думаю, ее никто не воспринимает.
Что имеем в сухом остатке? Резкое сокращение ввоза иномарок б/у с одновременным увеличением спроса на внутреннем рынке (в случае введения заградительных пошлин). Полная неготовность автопрома этот спрос компенсировать (резервов нет и не предвидится). Искусственный рост цен на внутреннем рынке и появление серых схем – наиболее очевидный вариант развития ситуации. Насколько это продлится – неизвестно никому, ни автопрому, ни Христенко. По опросам автолюбителей, за «Калину» выложить больше 7,5 тысяч долларов готовы лишь 8 процентов опрошенных. Добавим сюда около 5 процентов способных выложить больше 10000 за новый автомобиль – и получим под 90 процентов спроса на автомобили стоимостью не выше 7,5 тысяч. Это – огромные деньги, и что бы не выдумывало государство, они найдут свое применение. А государство рискует получить еще пару-тройку миллионов разочарованных в правителях человек, в обмен на мифические рабочие места и мифическое возрождение промышленности. Не могут эти 90 процентов ни сменить работу на более высокооплачиваемую (хотя бы в силу того же патриотизма и чувства долга), ни отказаться от своего желания купить автомобиль, доступный по цене и качеству. А если еще и учесть, что «помогаемые» сами у себя за второе полугодие 2004 года пытались спереть на 210 миллионов рублей продукции и запасных частей – вообще грустно становится. Их разгонять надо, а не помогать им.
Теперь о патриотизме. Я склоню голову перед Вами, Дмитрий, если появившиеся рабочие места позволят работающему на них человеку (при отсутствии первоначального капитала) купить то самое авто, запчасти для которого он производит, годика эдак за 3-4. Ведь Вы предлагаете на голом патриотизме, как в военное время, поднять автопром страны. Вопрос: почему бы Христенко, из чувства патриотизма к собственной экономике, не озаботиться развитием промышленной инфраструктуры регионов Сибири и Дальнего Востока? Лес, золото, алмазы, морепродукты – уходит за границу. В сыром, так сказать, виде. За треть цены от того, что потом нам же ввезут в виде готовой продукции. Вот где миллиарды долларов доходов и сотни тысяч рабочих мест. Вот где нужно кричать во все горло о патриотизме и защите интересов России. Но почему-то все уперлось в город Тольятти - а нам, дальневосточникам, предлагают, в качестве издевки, его поднимать дружными усилиями. Мотивируя это развитием экономики страны, которая использует наш регион в качестве дойной коровы.
Вот когда я увижу хотя бы чиновника областного уровня ездящим хоть бы и на том же Hyundai, не говоря о «Калине», тогда я поверю, что вся страна старается помочь автопрому. Пока же я вижу г-на Христенко на «Мерседесе», рассуждающего о преимуществах и достоинствах его плана развития автопрома и пошлинах на иномарки. Я вижу, как меня лишают возможности приобретать то, на что у меня есть средства, мотивируя это моими же интересами – и вижу, что само государство ни копейки вкладывать в поддержку не хочет. Типа, без меня меня женили. И вижу, что мне ничего не предлагают взамен – ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.
Я понимаю, что купить бытовую технику, собранную в России, по цене на 30 процентов ниже такого же аналога забугорной сборки – это поддержать отечественного производителя (по сути, сборщика). Но когда меня убеждают купить машину по качеству классом ниже, а ценой такой же, что и импортный аналог, лишь потому, что она отечественная – это называется «принудиловка». Это – попытка создать «тепличные» условия для неэффективного производства и столь же неэффективного менеджмента. Когда говорят о сборке иномарок на территории России из деталей, произведенных в Японии, Франции, Германии и Корее – я хорошо понимаю, что наш вклад – это сборка. Которая накидывает на машину не больше 300 долларов. Все остальное есть и у б/у иномарок: и пошлины, и налоги, и транспортные расходы, и сервисное обслуживание.
И напоследок: не обижайтесь за «масквича», но страна действительно на сегодня расслоилась по уровню мышления на тех или иных территориях. Когда по РТР показали ямку в покрытии на одной из улиц Москвы, на которой несчастные автолюбители били ходовую и пропарывали резину, я сначала посмеялся, а потом загрустил. Когда на НТВ на полном серьезе при показе ралли Мурманск-Владивосток на участке Чита-Хабаровск специально подготовленные экипажи на своих внедорожниках улетали с трассы и пропарывали по 4 колеса, а корреспонденты назвали этот участок «самым трудным и изматывающим, ведь двигаться приходилось на скорости не больше 80 км/час», мне и вовсе стало обидно. На том самом «криворуком», «ненадежном» «хламе» я езжу по таким дорогам каждый день и частенько со скоростью свыше 100 км/час. И если залезу в долги и куплю новенькую «Сонату» - либо так же раздолблю ее на ухабах гравийно-булыжного покрытия, либо просто не буду ездить. И никакой Христенко здесь не поможет, и никакой автопром не сделает мне машину лучше бэушной «правильнорульной» полноприводной японки 1994 года выпуска за 4500 долларов, которая ходит по ухабам так, как будто японцы все усилия бросили на разработку ее конструкции для таких условий. И коли помрет она лет через 5 – так и быть, поищу, что за это время предложит мне российский автопром взамен по качеству и надежности.
ЗЫ А на «бимере» я в наши края не советую. Знаю эту машину, сам ездил, правда, на более пожилом варианте – убьете Вы ее на том самом участке Чита-Хабаровск ни за что, ни про что. Ей асфальт нужен, желательно – без ям, и уж тем более без торчащих булыжников или промоин в дороге вперемешку с только что подсыпанной гравием с кулак дорогой.
| |